Компьютерные технологии в науке и производстве. Компьютерные технологии в науке и образовании Компьютерные технологии в науке


КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Компьютерные технологии в науке и образовании

Часть 1. Теоретические основы информационных технологий в образовании и науке

Барнаул 2011

Утверждены на заседании кафедры информатики

Компьютерные технологии в науке и образовании: лекции для студентов по направлению 071400.68 Социально-культурная деятельность / сост. Н.Н. Шаховалов; АлтГАКИ, кафедра информатики. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 67 с.

Составитель:

Н.Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук,

Рецензент:

О.П. Кутькина, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры информатики АлтГАКИ.

©АлтГАКИ, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях профессиональная подготовка специалистов в любой предметной области предполагает достаточно глубокие знания в области компьютерных технологий. Многие задачи, решение которых ранее считалось невозможным, в настоящее время успешно решаются средствами компьютерных технологий. Это относится к созданию и сложной обработке современных локальных и распределенных документов, реляционных баз данных, компьютерному моделированию сложных систем, в частности педагогических систем с формализованной обратной связью.

Предлагаемая дисциплина способствует формированию у магистрантов комплексного представления о компьютерных технологиях как органической составляющей информационных технологий, позволяющих существенно повысить эффективность обработки информации научного и учебного характера.

Лекционные материалы включают в себя следующие разделы: информация, информатизация и информационное общество, базовые компьютерные технологии в науке и образовании, информационные технологии в сфере высшего образования, информатизация науки.

Лекция 1. Информация, информатизация и информационное общество

    Понятие и особенности информационного общества

    Понятие «информация», ее виды

    Понятие «информационный ресурс»

    Информатизация, ее основные задачи

    Информационный рынок, его сектора

    Источники информации

    Понятие «система», ее особенности

    Понятия «информационная система» и «автоматизированная информационная система»

    Предметная область автоматизированной информационной системы.

    Классификация автоматизированных информационных систем

Лекция 2. Базовые компьютерные технологии в науке и образовании

    Понятие «информационные технологии»

    Поколения развития компьютеров и информационных технологий.

    Классификация информационных технологий

    Основные тенденции развития информационных технологий.

    Компьютерные технологии обработки текстовой информации

    Компьютерные технологии обработки табличной информации

    Компьютерные технологии работы с базами данных

    Новые информационные технологии в образовании

    Технология поиска информации

    Основы информационной безопасности компьютера

    Метод «интеллектуального перебора» паролей

    Электронная коммерция

    Основы создания и продвижения сайтов в Интернет

Транскрипт

1 информационных ресурсов, вообще, и информационных систем, в частности, в образовании и научных исследованиях; дисциплина должна способствовать более глубокому пониманию теоретических и практических проблем сферы информатизации жизни общества магистрантом. Задачи дисциплины: раскрыть структуру и содержание круга проблем применения компьютерных технологий в науке и образовании; охарактеризовать основные направления, средства и методы применения компьютерных технологий в науке и образовании; сформировать представления о научных основах применения компьютерных технологий в науке и образовании; обеспечить формирование профессиональных навыков в области применения компьютерных технологий в науке и образовании. 2 Место дисциплины в структуре ООП Изучение дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании» обеспечивает научно-методические основы подготовки магистранта как будущего системного аналитика. Она способствует формированию у обучаемых целостного представления об особенностях и научных основах применения компьютерных технологий в науке и образовании. Дисциплина базируется на общей подготовке, полученной бакалаврами при изучении дисциплин учебного плана базового высшего образования. 3 Требования к результатам освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); - компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). В результате изучения дисциплины магистрант должен: знать: основные информационные технологии, их методы и средства; научные основы применения основных компьютерных технологий в науке и образовании; сущность и содержание типовых задач в области применения компьютерных технологий в науке и образовании; основные направления развития и применения компьютерных технологий в науке и образовании;

2 уметь: ставить и решать типовые задачи в области применения компьютерных технологий в науке и образовании; применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научноисследовательской работы подбирать и использовать адекватные формы, методы и средства компьютерных технологий; оценивать эффективность применения компьютерных технологий в науке и образовании. владеть: тенденциями в области применения компьютерных технологий в науке и образовании; новыми методами и средствами в области применения компьютерных технологий в науке и образовании; теоретическими основами информатизации научных исследований. 4 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов Аудиторные занятия (всего) 30 Семестры С В том числе: интерактивные лекции 6 практические занятия 12 семинары 12 лабораторные работы Самостоятельная работа (всего), включающая в себя: освоение рекомендованной литературы, штудирование, 42 подготовка творческой работы, подготовка к занятиям Вид промежуточной аттестации 36 экзамен Общая трудоемкость часы дисциплины зачетные единицы 5 Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины Наименование п/п раздела дисциплины 1 Введение в информационные технологии Содержание раздела Общая характеристика информационных технологий Проблемы информатизации научных исследований и образования. Виды информационных технологий (ИТ). История и эволюция ИТ. Глобальная, базовая и конкретные ИТ. ИТ в управлении. ИТ обработки графических объектов. Модели, методы и средства реализации ИТ. Системы автоматизации проектирования ИТ. Средства структурного анализа. Средства для создания приложений локальные и

3 п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела интегрированные. CASE-технологии. Компьютерные методы и технологии анализа и интерпретации данных Автоматизированные банки данных. Предметная область. Уровни представления информации. Информационные модели представления данных. Информационные языки. Система управления базой данных. Концепция централизованного управления данными. Трехуровневая архитектура систем баз данных. Функции администратора банка данных. Функции СУБД. Типы данных. Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная, постреляционная, многомерная, объектно-ориентированная. Использование языков высокого уровня и электронных таблиц для обработки данных. Формирование запросов. Разработка форм. Подготовка отчетов. Компьютерные системы поддержки принятия решений Проблема принятия решения. Условия выработки решения, анализ проблемных ситуаций. Виды задач принятия решений. Задачи, содержащие риск. Процесс принятия решений. Множество Эджворта-Парето. Типовые задачи принятия решений. Аксиомы рационального поведения. Деревья решений. Нерациональное поведение. Методы многокритериальной оптимизации. Задачи принятия решений с субъективными моделями. Нечеткие множества. Нечеткие стратегии принятия решений. Основы теории полезности. Методы анализа неструктурированных проблем. Системы поддержки принятия решений. Локальные и глобальные компьютерные сети Архитектура компьютерных сетей. Физическая, топологическая, логическая и программные структуры. Открытые системы. Уровни. Службы и протоколы уровней. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Нижние и верхние уровни. Прикладные процессы. Пользователи и оконечные системы. Административное управление. Транспортные и коммуникационные сети. Логические и физические каналы. Форматы и поля. Протокольные блоки. Упаковка и разупаковка протокольных блоков. Топология локальных сетей. Методы множественного доступа. Эфирные и кабельные локальные сети. Одноузловые сети. Моноканальные сети. Кольцевые циклические сети. Стандарты. Сети интегрального обслуживания. Архитектура. Узкополосные и широкополосные сети. Интерфейсы и протоколы. Информационные каналы и каналы управления. Сеть как ресурс. Разделение ресурсов. Виды информационных работ. Информационно-справочная служба сети. Сетевые приложения. Характеристики процессов хранения и поиска информации. Организация данных в массивах. Виды поисков информации. Примеры

4 п/п Наименование раздела дисциплины 2 Средства компьютерных технологий 3 Распределенные системы в науке и Содержание раздела информационных служб. Мировые информационные сети. Интернет. Поиск научно-технической информации в Интернет Интернет-технологии. Адресование. Протоколы файлового обмена, электронной почты и дистанционного управления. Виды конференц-связи. Web-технологии. Языки и средства создания Web-приложений. Гипертекстовые информационные технологии. Компьютерная графика в научных исследованиях Виды компьютерной графики. Области применения компьютерной графики. Классификация и обзор современных графических систем. Построение графических систем: графическое ядро, приложения, инструментальные средства для написания приложений. Стандарты в области разработки графических систем. Технические средства компьютерной графики. Системы координат, преобразование графической информации. Форматы хранения графической информации. 2D- и 3D-моделирование в графических системах. Проблемы геометрического моделирования. Виды геометрических моделей их свойства, параметризация моделей. Геометрические операции над моделями. Растровая и векторная графики. Форматы файлов векторной графики. Алгоритмы двумерной компьютерной графики. Алгоритмы трехмерной графики. Алгоритмы визуализации. Гипермедиа- и мультимедиасистемы Понятие мультимедиа-технологии; классификация и области применения мультимедиа-приложений. Основные понятия и терминология. Эволюция мультимедиа-технологии. Мультимедиа-продукты учебного назначения. Типовые задачи, связанные с применением мультимедиа-технологии в образовании. Особенности и требования, предъявляемые к мультимедиа-продуктам учебного назначения. Аппаратные средства мультимедиа-технологии. Настройка мультимедиа-окружения. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Устройства записи и хранения информации. Типы и форматы файлов: текстовые, графические (растровая и векторная графики) и звуковые файлы. Элементы мультимедиа-технологии. Гипертекст. Трехмерная графика и анимация. Видео. Виртуальная реальность. Интеграция с базами данных. Программные средства для создания и редактирования мультимедиасистем. Этапы и технология реализации мультимедиапроекта. Тиражирование и внедрение мультимедиапродуктов. Перспективы применения мультимедиа-технологии. Распределенные базы данных Понятие распределенной обработки информации.

5 п/п Наименование Содержание раздела раздела дисциплины образовании Распределенные данные. Комбинированные формы распределения данных. Централизация и децентрализация данных. Стратегии построения распределенных баз данных. Системы управления распределенной базой данных (СУБД). Место баз данных и знаний в науке и образовании. Основные понятия и определения предметной области баз данных и знаний. Логическая и семантическая интеграции распределенных баз данных. Элементы теории реляционных баз данных. Объектно-ориентированный подход и базы данных информационной системы. Интеграция ресурсов Интернет с распределенными базами данных Методологическая основа интеграции распределенных баз данных. Интегрированные распределенные базы данных. Базовые методы и средства реализации интегрированных распределенных баз данных. Введение в CASE-технологии. Элементы применения SQL-серверов в архитектуре клиентсервер. Интеграция распределенной системы в существующую сетевую инфраструктуру. Совместимость с Webтехнологиями. Интеграция различных Web-материалов (flash, vrml, Java). Технические характеристики интегрированных системы. Рабочее место (клиент). Поддержка стандартных Web-браузеров (Netscape, Explorer и др.). Серверная платформа. Поддержка операционных систем MS Windows и семейства UNIX. Дистанционное обучение Образование как информационная система. Элементы системы образования. Образование и обучение. Ученик и учитель. Технологический процесс образования. Системы дистанционного обучения. Автоматизированные обучающие системы. Корпоративные информационные системы дистанционного обучения. Технологии и средства дистанционного обучения. Электронные мультимедийные учебники. Видеоконференции. Мировое и персональное информационные пространства. Интернет и персональный компьютер в дистанционном образовании. Информационные системы управления учебным процессом (ИСУ). Анализ предметной области, построение информационной модели. Архитектура ИСУ, состав и функции подсистем ИСУ. Инструментальные средства ИСУ. Технология проектирования ИСУ

6 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами п/п 1 2 Наименование последующих дисциплин Современные проблемы юридической науки Методика преподавания юриспруденции в высшей школе разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин Разделы дисциплин и виды занятий п/ п Аудиторные занятия Наименование Самостоя интерак практические семинары торные лабора- раздела -тельная Всего -тивные дисциплины работа лекции занятия занятия Введение в информационные технологии Средства компьютерных технологий Распределенные системы в науке и образовании ИТОГО = Практические занятия Практическая работа 1 Методы информационных технологий в науке и образовании Практическая работа 2 Средства информационных технологий в науке и образовании Практическая работа 3 Распределенные системы в науке и образовании Практическая работа 4 Дистанционное обучение 7 Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы 1. Информационное пространство сферы образования. 2. Информационное пространство сферы научных исследований. 3. Информационные технологии (ИТ) основа процессов исследования и обучения. 4. Специфика использования ИТ в научных исследованиях. 5. Специфика использования ИТ в образовании. 6. Специфика базовых программных средств в науке и образовании. 7. Программные средства промежуточного слоя в науке и образовании. 8. Специализированные приложения локальные и интегрированные. 9. Автоматизация создания приложений - CASE-технологии. 10. Специализированные программные средства - CASE-средства. 11. Автоматизированные структуры данных. 12. Распределенные структуры данных. 13. Формирование распределенных структур данных.

7 14. Администрирование в распределенных структурах данных. 15. Типы данных и модели представления данных. 16. Постреляционные СУБД. 17. Хранилища данных. 18. Киоски (витрины) данных. 19. Data Mining. 20. Информационные языки высокого уровня. 21. Глобальные информационные сети, Интернет. 22. Основные Интернет-технологии. 23. Архитектура Web-сайта. 24. Создание Web-сайта. 25. Особенности Web-дизайна в обучающих системах. 26. Психолого-педагогические особенности обучающих Интернет-систем. 27. Языки программирования Интернет-технологий. 28. CASE-средства для создания Интернет приложений. 29. Гипертекстовые информационные технологии. 30. Распределенные структуры данных и распределенная обработка информации в Интернет. 31. Управление данными в Интернет. 32. Пользовательский интерфейс в Интернет-системах. 33. Организация Интернет-технологий в образовании. 34. Организация Интернет-технологий в автоматизированных системах научных исследований. 35. Оценка эффективности Интернет-технологий. 36. Мировой рынок Интернет-услуг. 37. Рынок Интернет-услуг в России. 38. Математические основы компьютерной графики. 39. Геометрическое моделирование. 40. Стандарты в области графических систем. 41. Ключевые проблемы информатизации научных исследований и образования. 42. Системный подход к образованию. 43. Системный подход к научным исследованиям. 44. Системная модель организации образовательного учреждения. 45. Системная модель организации научного учреждения. 46. Распределенные структуры данных и распределенная обработка информации. 47. Теория реляционных баз данных. 48. Объектно-ориентированный подход и базы данных информационной системы. 49. Место баз данных и знаний в науке и образовании. 50. Логическая интеграция распределенных баз данных. 8 Примерный перечень тем рефератов, докладов и эссе 1. Образовательное учреждение как объект управления. 2. Образовательная деятельность как совокупность бизнес-процессов. 3. Особенности процессного подхода к управлению учебным процессом. 4. Автоматизированные системы управления учебным процессом. 5. Типовые задачи управления в области образования. 6. Процессный подход к управлению учебным заведением. 7. Автоматизированные системы управления учебным заведением. 8. Территориальные автоматизированные системы управления образованием. 9. История АСУ ВУЗ. 10. Классификация типовых подсистем АСУ ВУЗ. 11. Подсистема «Абитуриент».

8 12. Подсистема «Студент». 13. Подсистема «Расписание». 14. Особенности управления финансами учебного заведения. 15. Особенности управления хозяйственной деятельностью учебного заведения. 16. CASE-технологии создания автоматизированных систем управления образованием. 17. Типовые задачи, связанные с применением мультимедиа-технологии в образовании. 18. Информационная инфраструктура дистанционных образовательных систем. 19. Интеграция обучающих систем в мировое информационное пространство. 20. Серверная платформа системы дистанционного обучения. 21. Векторная и растровая графики. 22. Графический интерфейс как основа автоматизированной обучающей системы. 23. Графический интерфейс как основа автоматизированной системы научных исследований. 24. Стандартные архитектуры графических систем. 25. Организация ядра графических систем. 26. Формирование графических приложений. 27. Технические средства компьютерной графики. 28. Программные средства компьютерной графики. 29. Проблема и типовые задачи принятия решения. 30. Методы исследования операций в теории принятия решений. 31. Понятие многокритериальной оптимизации. 32. Многокритериальная оптимизация решений на основе объективных моделей. 33. Задачи принятия решений с субъективными моделями. 34. Стратегии принятия решений в условиях неопределенности. 9 Примерный перечень вопросов к экзамену по всей дисциплине 1. Экспертные системы как основа поддержки принятия решения. 2. Нейронные сети основа принятия решений. 3. Нечеткие множества основа принятия решений. 4. Специфика систем поддержки принятия решений в научных исследованиях и образовании. 5. Архитектура и типовые топологии компьютерных сетей. 6. Распределенные системы хранения информации. 7. Интегральные сети информационного обслуживания. 8. Информационный ресурс сферы образования. 9. Информационный ресурс сферы научных исследований. 10. Особенности поиска информации в образовательных системах. 11. Автоматизированные обучающие системы. 12. Российский рынок графических систем. 13. Классификация мультимедиа-технологий. 14. Области применения мультимедиа-технологий. 15. Классификация аппаратных средств мультимедиа-технологии. 16. Программные средства мультимедиа-технологии. 17. Мультимедиа-технологии в образовании. 18. Классификация услуг мультимедиа-технологии. 19. Типовые мультимедийные задачи в образовании. 20. Особенности моделей, методов и средств мультимедиа-технологии в образовании. 21. Особенности моделей, методов и средств мультимедиа-технологии в науке. 22. Классификация мультимедиа-технологии в научных исследованиях. 23. Типовые мультимедийные задачи в научных исследованиях. 24. Жизненный цикл программных средств. 25. CASE-средства для создания мультимедийных приложений. 26. Оценка эффективности мультимедиа-технологии.

9 27. Мировой рынок мультимедиа-технологии. 28. Типовые задачи, связанные с применением мультимедиа-технологии в образовании. 29. Информационная инфраструктура дистанционных образовательных систем. 30. Интеграция обучающих систем в мировое информационное пространство. 31. Серверная платформа системы дистанционного обучения. 32. Концепция «виртуального класса». 33. Концепция «электронного учебника». 34. Предметная область ИСУ. 35. Информационная модель управления учебным процессом. 36. Инструментальные средства управления учебным процессом. 37. Технологии проектирования ИСУ. 38. Состав и функции подсистем информационной системы управления учебным процессом. 39. Обучающие системы в корпоративных информационных сетях. 10 Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины а) Литература Основная 1. Информационные системы и технологии управления [ЭР] : учебник для студентов вузов / Под ред. Г. А. Титоренко. - М. : ЮНИТИ-Дана, Онокой Л. С. Компьютерные технологии в науке и образовании [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Онокой. - М. : ИНФРА-М, Письменский, А. Г. Управление качеством учебного процесса в вузе, реализующем информационно-телекоммуникационную образовательную технологию (на примере Современной гуманитарной академии) [Текст] / А. Г. Письменский. - М. : СГА, Письменский, Г. И. Дистанционное обучение в системе высшего профессионального образования [Текст] / Г. И. Письменский. - М. : СГА, Дополнительная 1. Казанцев, С. Я. Информатика и математика для юристов [Текст] / С. Я Казанцев. Гриф МО РФ. - М. : ЮНИТИ-Дана, Карпенко, М. П. Телеобучение [Текст] / М. П. Карпенко. - М. : СГА, Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А. В. Осин. - М. : Агентство "Издательский сервис", Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [Текст] / Е. Д. Патаракин. - М. : НП "Современные технологии в образовании и культуре", Токарев, В. Л., Компьютерная поддержка принятия решений [Текст] / В. Л. Токарев. - М. : СГА, Федоров, С. Е.. Компьютерные технологии в науке и образовании (для магистров) [Текст] / С. Е. Фодоров. - М. : СГА, Яшин, В. М. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера [Текст] / В. М. Яшин. - М. : ИНФРА-М, Гриф УМО б) Материально-техническое обеспечение сервера на базе MS SQL Server, файловый сервер с электронным образовательным ресурсом, базами данных; компьютеры с выходом в сеть Internet;

10 сайт «Личная студия» с возможностью работы с электронным образовательным ресурсом; электронные библиотечные ресурсы, размещенные в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (ТКДБ). в) Информационное обеспечение Программное обеспечение НАЧОУ ВПО СГА, являющееся частью электронной информационно-образовательной среды и базирующееся на телекоммуникационных технологиях: Компьютерные обучающие программы. Тренинговые и тестирующие программы. Интеллектуальные роботизированные системы оценки качества выполненных работ. Роботизированные системы для доступа к компьютерным обучающим, тренинговым и тестирующим программам: ИС «Комбат»; ИС «ЛиК»; ИР «КОП»; ИИС «Каскад». базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Федеральный портал «Российское образование» и «Образование в Рунете» - нормативные материалы Минобрнауки РФ на сервере Информики - нормативно-правовая база образования на сервере Федерального образовательного портала - Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. 11 Виды учебной работы и технология обучения В НАЧОУ ВПО СГА освоение образовательных программ проводится с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого создана и функционирует электронная информационнообразовательная среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационную Ровеб-технологию, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, а также обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Информационная Ровеб-технология и телекоммуникационная технология обучения обеспечивает доступ к электронному образовательному ресурсу (образовательному контенту и учебным продуктам), а также электронным информационным ресурсам обучающемуся в полном объеме, на сайте «Личная студия» (edu.muh.ru) в сети Интернет. В соответствии с учебно-методическим комплексом по учебной дисциплине могут использоваться следующие виды учебных занятий. Аудиторные занятия Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную практическую и методическую функции. Интерактивная модульная лекция лекционное занятие с использованием современных информационных средств, предназначенное для овладения обучающимися знаниями теоретического характера в рамках материала модуля учебной дисциплины. Штудирование учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой

11 является подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат. Тест-тренинг тренинговое занятие, предназначенное для закрепления базовых теоретических знаний магистранта в рамках материала модуля, проводится с использованием программного обеспечения тренингового характера на основе электронной базы заданий. Работа в информационной базе знаний и IP-хелпинг работа обучающегося с ресурсами интегральной библиотеки и получение консультаций педагогических работников, ведущие исследователи и специалисты-практики с использованием специальной электронной системы в асинхронном режиме. Модульное тестирование контрольное мероприятие по материалу каждого модуля дисциплины, реализующее контроль знаний по модулю с использованием фондов оценочных средств. Предэкзаменационное тестирование контрольное мероприятие, цель которого состоит в выявлении неосвоенных и плохо освоенных вопросов дисциплины перед проведением экзамена и подготовка обучающегося к процедуре электронного экзамена. Семинар (магистратура) коллективное занятие под руководством преподавателя с использованием результатов работы магистрантов с учебной и научной литературой. Семинар проводится в интерактивной форме (в диалоговом режиме, групповых дискуссиях, обсуждения результатов исследовательской работы). Научно-исследовательская работа магистрантов (НИРМ) - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций. Творческое эссе - это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у магистрантов, прежде всего, исследовательских навыков и умений - таких, как: корректность постановки цели проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение не только правил грамматики и орфографии, но и канонов стилистики научного текста; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования, корректность статистического и качественного анализа полученных данных; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов. Самостоятельная работа (работа в информационной базе знаний) Самостоятельная работа магистрантов является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее. Штудирование учебного материала подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых задач модуля. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося. Работа с электронным образовательным ресурсом повторное закрепление материала модуля с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга. Занятие проходит в свободные от основного расписания занятий часы, на личном компьютере обучающегося.

12 Промежуточная аттестация Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний. Зачеты, экзамены контрольные мероприятия, которые проводятся по дисциплинам, в виде, предусмотренном учебным планом, по окончании их изучения. Занятие аудиторное, проводится в форме письменной работы или с использованием фондов оценочных средств и информационных тестовых систем. Методические материалы для преподавателей и обучающихся оформлены в виде отдельных методических рекомендаций и указаний, регламентирующих проведение учебных занятий, а также содержание и порядок проведения аттестации. Перечисленные методические материалы представлены в виде приложения к основной образовательной программе. Разработчики: Глазырина И.Б. (Ф.И.О.) Рецензенты: Белянина Н.В. (Ф.И.О.) канд. пед. наук, доц. (уч. звание) канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой «Информатики» НАЧОУ ВПО СГА (занимаемая должность) (место работы)


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является рассмотрение широкого круга специальных вопросов формирования тенденций использования вычислительных и

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является рассмотрение широкого круга специальных вопросов формирования тенденций использования вычислительных и

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины формирование у магистрантов знаний по вопросам экономики и ее места в народнохозяйственном

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ 1 Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины Получение студентами знаний об информационных ресурсах организаций и предприятий, условиях доступа к информационным

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у магистрантов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной сфере. Задачи

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Региональная экономика» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний по региональной экономике и практических навыков

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные проблемы детской психологии» - ознакомление магистрантов с современным состоянием наиболее актуальных вопросов

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ 1 Цель и задачи дисциплины: Цели дисциплины - сформировать научные представления о методах исследования систем. Задачи дисциплины: изучение

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - освоение фундаментальных понятий об информации, методов ее получения, хранения, обработки и передачи, построения

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать магистрантам знания в области разработки, функционирования и использования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Проектирование и менеджмент информационных образовательных систем» - способствовать формированию

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины способствовать формированию информационной культуры обучаемых, готовности к использованию информационных

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является формирование у магистрантов комплексных представлений об основах организации и функционирования современных

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины являются усвоение знаний, развитие профессиональных умений и навыков, необходимых в области разработки (ПО), знакомство

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины Получение студентами знаний об источниках, каналах и потребителях, условиях доступа к информационным ресурсам; выработка практических

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Организация производства» - теоретические знания по организации производства всех организационно-правовых форм, их структурных и функциональных

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является рассмотрение современных проблем и широкого круга специальных вопросов формирования тенденций

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Системы контроля» - обеспечить знание и понимание магистрантом сущности, роли, функции, метода контроля и ревизии как инструмента контроля в

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Технологии управления развитием персонала» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний и практических

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА МАКРОУРОВНЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Информационные системы экономического мониторинга на макроуровне» изучение проблем повышения

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные образовательные технологии» заключается в формировании у обучающихся системы знаний, навыков и умений в области

СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» формирование у магистрантов комплексных теоретических

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить магистров психологическим технологиям анализа, оценки и прогнозирования принятия эффективных управленческих

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей» формирование

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цели Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения современных информационных технологий (ИТ).

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины - знакомство магистрантов с принципами управленческого консультирования на предприятии, подготовка к самостоятельному решению

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины заключается в овладении магистрантами теоретическими и практическими основами педагогики высшей школы, в подготовке к научноисследовательской,

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Управление качеством образования» способствовать формированию у обучающихся системы знаний об управлении качеством образования

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Целеполагание и планирование» - формирование у обучающихся системы знаний, навыков и умений в области теории и методики

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины формирование и систематизация у обучающихся знаний теории и практики применения информационных технологий

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Методика преподавания экономики в высшей школе» - приобретение знаний о закономерностях, путях и средствах дидактического

ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - обеспечить знание и понимание магистрантом основных этапов формирования мирового хозяйства и тенденций его развития на современном

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные проблемы теории и практики менеджмента в образовании» сформировать у обучающихся

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - знакомство с основными понятиями, методами и практическими примерами построения интеллектуальных систем на основе изучения базовых

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: сформировать систему научных знаний в области фундаментальных основ организованности, порядка, изучить закономерности

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 1 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является овладение магистрантами знаниями ключевых проблем психологии и педагогики высшей школы, формирование у них современных

ЛИДЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Лидерство в образовании» заключается в формировании у магистрантов системы знаний, навыков и умений в области теории и практики лидерства

РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины формирование у студентов представлений об основах проектирования и реализации распределенных информационных и интеллектуальных

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: Ознакомление студентов с эволюцией инструментальных средств поддержки принятия управленческих решение и информационно-

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ И АУДИТ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний и практических навыков по консалтингу

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Дать базовые знания и умения по использованию систем автоматической обработки информации в предстоящей профессиональной деятельности. Обучить

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - выработка у магистрантов системы теоретических знаний и практических навыков в области правовой информатики, необходимых для грамотной

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные технологии семейного воспитания» - формирование представлений о специфике семейного воспитания. Задачи

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Программа учебной дисциплины «Психологическое организационного развития» в сжатой форме излагает прикладные проблемы

ИНФОРМАТИКА 1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины - содействие становлению профессиональной компетентности студента в области политологии через формирование целостного представления о роли

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование знаний о методологии социальной работы, ее сущности, содержании, основных этапах ее становления

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в рассмотрение экономических проблем и задач, стоящих перед руководителем фирмы, в развитии понимания

РЕАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Реальные и финансовые инвестиции» освоение основных направлений инвестиционной политики коммерческих организаций и государства

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины дать магистрантам комплекс фундаментальных знаний в области правового регулирования образовательных отношений и сформировать

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у магистрантов компетентность в области управления и разрешения конфликтов в современной.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Методы исследований в менеджменте» формирование у магистрантов комплексных теоретических и практических знаний, практических

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у магистранта умение использовать современные приемы и методы разработки и принятия управленческих решений в условиях

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Теория систем и системный анализ» наделить магистрантов теоретическими знаниями и практическими навыками применения системного

СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков в области социальной квалиметрии,

ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1 Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины Основы автоматизированных информационных систем является изучение и усвоение студентами основных знаний в области

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного представления о системе источников конституционного и муниципального

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Изучение студентами основных технологических подходов, организационных положений и методик в области проектирования и функционирования

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ 1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины - содействие становлению профессиональной компетентности студента в области психологии через формирование целостного

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Инновационные процессы в образовании» заключается в том, чтобы способствовать повышению педагогической и управленческой

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, с тенденциями их развития, приобретение

ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины является совершенствование представлений магистрантов в области волевых предпосылок развития личности с последующей специализацией этого знания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цели Изучение студентами основных технологических подходов, организационных положений и методик в области проектирования

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - дать основы знаний и навыков по формированию и развитию систем управления персоналом в организациях, планированию

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Психология профессионального обучения кадров» - овладение обучаемыми содержанием методологических подходов к анализу

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины - овладение студентами знаниями, навыками и умениями в области информационных и коммуникационных

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины рассмотреть феномен политического процесса в его связи с социальной эволюцией индустриального общества и отражение этой эволюции

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у магистрантов научных представлений об основных принципах информационной деятельности государства, правовом регулировании

http://сайт/ru/info/study/evm

Компьютерные технологии в науке и производстве

Компьютерные технологии в науке и производстве А. Н. Втюрин, А. С. Крылов. Научно-образовательный курс http://сайт/ru/info/study/evm/csp http://сайт/@@site-logo/logo.svg

Простота и доступность современных ЭВМ, с одной стороны, и усложнение физического эксперимента, с другой, привели к тому, что в современной экспериментальной физике компьютеры находят все более широкое применение. В связи с этим современная экспериментальная физика требует знания не только численных методов и языков программирования, но и архитектуры, элементов устройства управляющих ЭВМ, принципов их организации, существующих методов интеграции ЭВМ с физическими приборами. Предлагаемая книга знакомит читателя с
основами архитектуры ЭВМ, применяемых для управления экспериментальными установками, устройством и принципами работы наиболее распространенного интерфейсного оборудования, алгоритмами управления экспериментом и оперативной обработки экспериментальных данных. Текст сопровождается контрольными вопросами, посвященными принципам организации прикладного программного обеспечения и реализации основных алгоритмов оперативной обработки результатов эксперимента, а также примерами практической реализации изложенного материала для управления отдельными интерфейсными модулями и работы на управляемых ЭВМ установках.

ЭВМ в физическом эксперименте Втюрин А. Н., Агеев А. Г., Крылов А. С. Учебное пособие http://сайт/ru/info/study/evm/ecm http://сайт/@@site-logo/logo.svg

Втюрин А. Н., Агеев А. Г., Крылов А. С. Учебное пособие

Простота и доступность современных ЭВМ, с одной стороны, и усложнение физического эксперимента, с другой, привели к тому, что в современной экспериментальной физике компьютеры находят все более широкое применение. В связи с этим современная экспериментальная физика требует знания не только численных методов и языков программирования, но и архитектуры, элементов устройства управляющих ЭВМ, принципов их организации, существующих методов интеграции ЭВМ с физическими приборами. Предлагаемая книга знакомит читателя с основами архитектуры ЭВМ, применяемых для управления экспериментальными установками, устройством и принципами работы наиболее распространенного интерфейсного оборудования, алгоритмами управления экспериментом и оперативной обработки экспериментальных данных. Текст сопровождается контрольными вопросами, посвященными принципам организации прикладного программного обеспечения и реализации основных алгоритмов оперативной обработки результатов эксперимента, а также примерами практической реализации изложенного материала для управления отдельными интерфейсными модулями и работы на управляемых ЭВМ установках.
Книга адресована студентам и аспирантам физических и инженерно-физических факультетов университетов.

Факультет прикладной
информатики
Компьютерные технологии в науке,
производстве и образовании

Факультет прикладной
информатики
Кафедра системного анализа и обработки
информации
к.э.н., доцент Яхонтова И.М.
202, 217эк.

Факультет прикладной
информатики
Основной
целью
изучения
дисциплины
«Компьютерные технологии в науке, производстве и
образовании» является изучение и освоение
современных
компьютерных
технологий
применяемых для решения задач, возникающих в
науке, производстве и образовании.

Задачи изучения дисциплины:
приобретение системы знаний о компьютерных
технологиях как об одной из функций деятельности
информатика,
позволяющей
принять
соответствующие
решения
при
выполнении
проблемных задач;
организация
информационной
системы
для
широкого
круга
внутренних
и
внешних
пользователей;
формирование и представление информации,
удовлетворяющей
требованиям
различных
пользователей.
изучение методов и способов компьютерного
моделирования.

Информационные технологии производственного менеджмента

Факультет прикладной
информатики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА

Факультет прикладной
информатики
1.
Понятие
производственного
менеджмента предприятия.
2. Организация
производственного
процесса. Типы производства.
3. Разработка
оперативных
производства.
планов

1
Факультет прикладной
информатики
Менеджмент предприятия предусматривает
управление
его
разносторонней
деятельностью, которая имеет объединяющую
часть - производство. Другие направления
деятельности предприятия предназначены
обеспечивать
нормальную
работу
по
производству продукции или оказанию услуг.
Для
более
эффективного
управления
предприятием
разрабатываются
научные
основы менеджмента, выделяются отдельные,
условно самостоятельные, его части.

Факультет прикладной
информатики
Сущность производственного менеджмента
выражается в его функциях, то есть тех
задачах,
для
решения
которых
он
предназначен. Таких функций можно насчитать
пять: они сформулированы в начале XX
столетия ведущим ученым в теории научного
управления Анри Файолем.

Факультет прикладной
информатики
1.
Планирование. Функцией менеджмента
«номер один» общепризнанно считается
планирование.
Реализуя
ее,
предприниматель или управляющий на
основе глубокого и всестороннего анализа
положения, в котором в данный момент
находится фирма, формулирует стоящие
перед ней цели и задачи, разрабатывает
стратегию
действий,
составляет
необходимые планы и программы. Образно
говоря, речь идет об определении того, «где
мы находимся в настоящее время, куда
хотим двигаться и как собираемся это
делать».

Факультет прикладной
информатики
2. Организация. Реализация разработанных
планов и программ входит в содержание
других функций, и прежде всего функции
организации. К ее «обязанностям» относятся
создание
фирмы,
формирование
ее
структуры
и
системы
управления,
обеспечение ее деятельности необходимой
документацией, организация собственно
производственного процесса.

Факультет прикладной
информатики
3. Координация. Фирма живет и работает
благодаря занятым на ней людям, а их
совместной
деятельностью
необходимо
управлять.
Поэтому
важное
значение
приобретает функция координации трудовой
деятельности людей.

Факультет прикладной
информатики
4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли
успешно, необходимы высокая активность и
хорошее качество работы ее сотрудников.
Поэтому очень важно заинтересовать их в
таком
отношении
к
труду,
создать
соответствующие мотивы. Для этого требуется
определить, чего же они хотят (а зачастую
многие этого не знают) и выбрать наиболее
подходящий для фирмы и действенный для
персонала способ удовлетворения выявленных
потребностей, то есть поощрения. Другую
сторону мотивации составляют наказания,
которые также иногда приходится применять по
отношению к нерадивым сотрудникам.

Факультет прикладной
информатики
5.
Контроль. Суть пятой классической
функции менеджмента - контроль. Он
призван
заблаговременно
определять
надвигающиеся опасности, обнаруживать
ошибки, отклонения от существующих
стандартов и тем самым создавать основу
для процесса корректировки деятельности
фирмы. Главная задача контроля состоит,
таким образом, не в поиске «козлов
отпущения» за содеянные ошибки, а в
определении причин последних и возможных
путей выхода из сложившегося состояния.

Факультет прикладной
информатики
Все перечисленные функции не просто
составляют единое целое, они переплетены
друг с другом, проникают друг в друга, так что
порой их трудно разделить. Реализация их
всех
планируется,
организуется,
координируется,
мотивируется,
контролируется. Они реализуются с помощью
определенных методов, то есть способов
приведения их в исполнение.

Методы производственного менеджмента
1. Организационные методы. Прежде чем
какая-то деятельность будет осуществляться,
она должна быть правильно организована:
спроектирована, нацелена, регламентирована,
нормирована,
снабжена
необходимыми
инструкциями,
фиксирующими
правила
поведения персонала в различных ситуациях.
Таким образом, организационные методы
управления предшествуют самой деятельности,
создают для нее необходимые условия,
следовательно,
являются
пассивными,
составляя базу трех остальных групп - активных
методов.

Факультет прикладной
информатики
2. Административные методы сводятся к
открытому принуждению людей к той или иной
деятельности, или к созданию возможностей для
такого принуждения. Условием применения таких
методов является преобладание однозначных
способов решения задач, отклонение от которых
недопустимо.
Поэтому
на
практике
административные методы реализуются в виде
конкретных
безвариантных
заданий,
допускающих минимальную самостоятельность
исполнителя,
вследствие
чего
вся
ответственность возлагается на руководителя,
отдающего распоряжения.

Факультет прикладной
информатики
3. Экономические методы. В результате
значительного усложнения форм деятельности,
потребовавшего от людей оперативного решения
многих
возникающих
проблем,
административные методы перестали отвечать
реальным потребностям управления. Нужны
были другие, позволяющие исполнителям самим
проявлять инициативу на основе материальной
заинтересованности и отвечать за принятые ими
решения. Такие методы, получившие название
экономических, появились в начале XX века во
многом благодаря усилиям американского
инженера Фредерика Тейлора - основоположника
научного менеджмента.

Факультет прикладной
информатики
Экономические
методы
управления
предполагают косвенное воздействие на его
объект. Исполнителю устанавливаются только
цели и общая линия поведения, в рамках
которых он самостоятельно ищет наиболее
предпочтительные для него пути их достижения.
Проявляемая инициатива, выгодная не только
для работника, но и для фирмы, своевременное
и качественное выполнение заданий всячески
вознаграждаются, прежде всего с помощью
денежных выплат. Таким образом, в основе этих
методов
лежит
экономическая
заинтересованность работника в результатах
своего труда.

Факультет прикладной
информатики
4. Социально-психологические методы.
Экономические методы довольно быстро
показали свою ограниченность, особенно при
управлении
деятельностью
лиц
интеллектуальных профессий, для которых
деньги, конечно, существенный, но отнюдь не
самый главный стимул работы.

Факультет прикладной
информатики
Производственная система представляет
собой
обособившуюся
в
результате
общественного разделения труда часть
производственного
процесса,
способную
самостоятельно или во взаимодействии с
другими
аналогичными
системами
удовлетворять
те
или
иные
нужды,
потребности
и
запросы
потенциальных
потребителей с помощью производимых этой
системой товаров и услуг.

Факультет прикладной
информатики
Возникновение
той
или
иной
производственной системы (ПС) обусловлено
возникновением или формированием на рынке
спроса
на
продукцию,
способную
удовлетворить требования покупателей.
Следовательно,
ПС
должна
быть
приспособлена
к
длительному
удовлетворению покупательского спроса.

Факультет прикладной
информатики
Наиболее сложной проблемой, возникающей
при
определении
ПС
как
объекта
стратегического
управления,
становится
проблема
вычисления
элементов,
совокупность и взаимодействие которых
создают объективные предпосылки для
целеполагания, с одной стороны, и для выбора
предпочтительной
стратегии
достижения
долговременных глобальных целей - с другой.

Факультет прикладной
информатики
Например, укажем, что элементами ПС
являются
производственные
фонды
и
персонал с последующей их конкретизацией
по видам (типам, моделям) оборудования или
профессиональным
признакам
персонала
(специальностям, квалификации). Подобное
вычленение, однако, еще не позволяет
правильно
оценить
состояние
внешней
хозяйственной среды для формулирования
стратегических
целей
и
определения
готовности фирмы к их достижению.

Факультет прикладной
информатики
В состав ПС любого уровня иерархии
(предприятие, цех, участок, рабочее место)
традиционно включают следующие ресурсы:
1. Технические ресурсы (особенности
производственного оборудования, инвентаря,
основных и вспомогательных материалов и т.
п.).
2. Технологические ресурсы (гибкость
технологических
процессов,
наличие
конкурентоспособных идей, научные заделы и
др.).

Факультет прикладной
информатики
3. Кадровые ресурсы (квалификационный,
демографический состав работников, их
способность адаптироваться к изменению
целей ПС).
4.
Пространственные ресурсы (характер
производственных помещений, территории
предприятия, коммуникаций, возможность
расширения и пр.).

Факультет прикладной
информатики
5.
Ресурсы организационной
системы управления
структуры
(характер и гибкость управляющей системы,
скорость
прохождения
управляющих
воздействий и т. п.).
6.
Информационные ресурсы (характер
информации о самой ПС и внешней среде,
возможность ее расширения и повышения
достоверности и т. п.).
7. Финансовые ресурсы (состояние активов,
ликвидность, наличие кредитных линий и
пр.).

Факультет прикладной
информатики
Каждый
из
указанных
видов
ресурсов
представляет собой совокупность возможностей
ПС для достижения своих целей. Это означает,
что, имея в своем распоряжении те или иные
средства производства (станки, вспомогательное
оборудование, сырье и материалы, инструменты
и инвентарь и т. п.), кадры (рабочих
соответствующих
разрядов,
ИТР
соответствующей
квалификации,
научных
сотрудников
и
т.
д.),
производственные
помещения с определенными характеристиками,
дороги, сооружения и прочие ресурсы, ПС
способна в той или иной степени удовлетворять
изменяющиеся нужды, потребности и запросы
потенциальных покупателей.

Факультет прикладной
информатики
В
результате
взаимодействия
всех
составляющих систему ресурсов получаются
новые свойства, которыми каждый отдельный
вид ресурса не обладает. Эти свойства
обозначаются таким понятием, как эффект
целостности системы.

Факультет прикладной
информатики
Например, нельзя своевременно вывести на
нужный сегмент рынка товар, отвечающий его
требованиям, не располагая соответствующими
ресурсами
всех
видов:
возможностями
применяемого оборудования и используемой
технологии, квалификационными возможностями
кадров и т. п. И, наоборот, каждый отдельный
ресурс не может раскрыться полностью вне
связи с другими ресурсами: возможности,
которыми располагают станки, не могут быть
реализованы
без
соответствующей
квалификации работников, без применения
соответствующих основных и вспомогательных
материалов, без требуемых характеристик
производственных помещений.

Факультет прикладной
информатики
В рыночной экономике существенную роль
играет такой человеческий ресурс, как
предпринимательская
способность
(предприимчивость). Это особый вид
ресурса, который приводит в движение,
организует взаимодействие всех остальных
видов ресурсов ПС.

2
Факультет прикладной
информатики
Производственный
процесс
на
промышленном предприятии представляет
собой
совокупность
взаимосвязанных
процессов труда и естественных процессов, в
результате которых исходные материалы
превращаются в готовую продукцию (изделия).

Факультет прикладной
информатики
Изделием называется любой предмет или
набор
предметов
труда,
подлежащих
изготовлению на предприятиях (детали,
сборочные
единицы,
комплексы
и
комплекты).
Технология изготовления изделия состоит
из
ряда
операций,
выполняемых
в
определенной последовательности.

Факультет прикладной
информатики
Операцией
называется
часть
технологического процесса, выполняемая над
определенным предметом труда на одном
рабочем месте одним рабочим или бригадой.
Организация производственных процессов
требует комплексного подхода, начиная с
классификации этих процессов и кончая их
построением в пространстве и во времени.

Факультет прикладной
информатики
Производственные процессы по их роли в
общей структуре производства делятся на
основные,
вспомогательные
и
обслуживающие.
Основным называется производственный
процесс,
который
выполняется
непосредственно
для
изготовления
предусмотренной
планом
продукции
предприятия.
Совокупность
основных
производственных
процессов
составляет
основное производство данного предприятия.

Схема основного производственного процесса предприятия

Факультет прикладной
информатики
Схема основного производственного
процесса предприятия

Факультет прикладной
информатики
Основное производство предприятия обычно
состоит из трех стадий: заготовительной,
обработочной и сборочной.
.

Факультет прикладной
информатики
На заготовительной стадии изготовляются
заготовки (отливки, поковки, штамповки и т. п.),
которые подвергаются дальнейшей обработке.
На обработочной стадии заготовки или
основные материалы подвергаются обработке
(механической, термической, электрохимической
и т. п.) и превращаются в готовые детали,
которые
направляются
на
сборку
или
реализуются на сторону. Сборочная стадия
производства охватывает слесарно-сборочные,
испытательные, окрасочные, упаковочные и
другие
процессы,
в
результате
которых
получается готовая продукция предприятия.

Факультет прикладной
информатики
Вспомогательным называется процесс,
обеспечивающий осуществление основного
производства, например, производство для
собственных
нужд
инструмента
и
приспособлений, различных видов энергии,
ремонт оборудования и сооружений и т. д.
Совокупность вспомогательных процессов
образует вспомогательное производство
предприятия (например, инструментальное,
ремонтное, энергетическое и т. п.).

Факультет прикладной
информатики
Обслуживающие
процессы
питают
основное и вспомогательное производство
материалами,
полуфабрикатами,
инструментами
и
приспособлениями,
осуществляют
погрузку,
разгрузку
и
складирование
материально-энергетических
ресурсов. Совокупность таких процессов
образует
обслуживающее
производство
(хозяйство)
(например,
транспортное,
складское и др.).

Факультет прикладной
информатики
Вспомогательные
и
обслуживающие
процессы непосредственно не связаны с
выпуском продукции, но они необходимы для
обеспечения ритмичного, эффективного хода
основного процесса.
Опыт работы предприятий показывает, что
эффективность основных производственных
процессов и предприятия в целом во многом
зависит
от
уровня
организации
вспомогательных
и
обслуживающих
процессов.

Факультет прикладной
информатики
При
организации
производственных
процессов в каждом конкретном случае
необходимо научно обоснованно учесть
влияние основных факторов.
Основными факторами, определяющими

являются:
конструктивно-технологические
особенности
(характер)
выпускаемой
продукции, объем выпуска продукции (годовая
производственная
программа)
и
вид
специализации производства.

Факультет прикладной
информатики
Принципы организации производственных
процессов:
Специализация производственного процесса
предполагает его расчленение на составные
части и закрепление за отдельными рабочими
местами,
производственными
участками
ограниченного количества деталеопераций,
технологических процессов.
В
этих условиях появляются объективные
возможности эффективного использования
высокопроизводительного оборудования.

Факультет прикладной
информатики
Пропорциональность
-
это
согласованность по производительности и
производственным
мощностям
всех
производственных
подразделений
предприятия и отдельных рабочих мест.
Повышение
степени
пропорциональности
позволяет
более
полно
использовать
производственное оборудование, основные
фонды в целом.

Факультет прикладной
информатики
Непрерывность
-
этот
принцип
заключается в том, что каждая последующая
операция технологического процесса данного
объекта производства начинает выполняться
сразу же после завершения предыдущей, т. е.
отсутствуют перерывы во времени. Благодаря
этому сокращается длительность цикла
производства,
улучшается
использование
оборотных фондов.

Факультет прикладной
информатики
Параллельность
предполагает
в
определенной
степени
одновременное
выполнение технологических процессов по
изготовлению деталей (сборочных узлов)
одного и того же изделия во времени.
Повышение уровня параллельности приводит
к
сокращению
длительности
цикла
изготовления
продукции,
улучшению
использования
оборотных
фондов
предприятия.

Факультет прикладной
информатики
Прямоточность заключается в том, что
все объекты производства в процессе
изготовления в пространстве проходят по
кратчайшему пути без возвратных движений.
Этого можно достигнуть при предметной
специализации и применении поточных форм
организации производства. В результате
повышается эффективность использования
транспортных
средств,
а
также
производственного оборудования, снижается
себестоимость продукции.

Факультет прикладной
информатики
Ритмичность
предполагает
такую
организацию производственных процессов,
когда в равные отрезки времени выполняются
определенные (равные) объемы работ и
выпускается равное количество продукции.
Наиболее высокий уровень ритмичности
достигается
при
полном
соблюдении
требований отмеченных выше принципов. В
результате выполнения данного принципа
повышаются
все
основные
техникоэкономические показатели производства.

Факультет прикладной
информатики
Автоматичность представляет собой
максимально возможную и экономически
целесообразную автоматизацию как частичных
процессов, так и производственного процесса
в целом. Главный результат автоматизации-
значительное повышение производительности
труда.

Факультет прикладной
информатики
Достаточно
полное
соблюдение
требований
перечисленных
принципов
организации производственных процессов
возможно при применении соответствующих
форм организации производства и труда,
начиная от рабочих мест, производственных
участков
и
кончая
цехами
и
производственными единицами.

Факультет прикладной
информатики
Под типом производства понимается
совокупность
признаков,
определяющих
организационно-технологическую
характеристику производственного процесса,
осуществляемого как на одном рабочем месте,
так и на совокупности их в масштабе участка,
цеха, завода.

Факультет прикладной
информатики
Тип производства является важнейшим
параметром, определяющим формы и методы
организации
труда,
производственного
процесса,
оперативно-календарного
планирования, системы управления и т. д.

Факультет прикладной
информатики
В
основу
классификации
типов
производства положены следующие факторы:
характер
(конструктивно-технологические
особенности) и номенклатура выпускаемой
продукции,
объем
выпуска
(годовая
производственная
программа),
степень
постоянства номенклатуры. В зависимости от
этих факторов меняется также вид и уровень
специализации производства, начиная от
рабочего места и кончая предприятием.

Факультет прикладной
информатики
Исходя из указанных основных факторов на
промышленных предприятиях различаются
три основных типа производства: единичное,
серийное и массовое.

Факультет прикладной
информатики
Единичный
тип
производства
характеризуется
изготовлением
широкой
номенклатуры изделий, производство которых
в течение длительного времени (год и более),
как правило, не повторяется. При этом
рабочие места не имеют определенной
специализации.

Факультет прикладной
информатики
Серийный
тип-характеризуется
производством ограниченной номенклатуры
изделий с определенной конструктивнотехнологической однородностью. При этом
изготовление каждого из изделий повторяется
с
определенной
периодичностью.
В
зависимости
от
степени
повторяемости
различают
следующие
разновидности
серийного
производства:
мелкосерийное,
среднесерийное и крупносерийное. При этом
рабочие
места
имеют
определенную
специализацию, прямо пропорциональную
уровню серийности.

Факультет прикладной
информатики
Массовый
тип
производства
характеризуется узкой номенклатурой изделий
(одно или несколько), выпуск которых
непрерывно
повторяется
в
течение
продолжительного времени (года и более).
При этом рабочие места максимально
специализированы (одна, две, до трех
деталеопераций).

Факультет прикладной
информатики
Тип
производства
определяется
коэффициентом закрепления операций за
рабочим местом, производственным участком,
цехом и предприятием в целом. Коэффициент
закрепления
операций
производственного
участка можно определить по формуле:

Факультет прикладной
информатики
где ki-число технологических операций по iй детали; w-число рабочих мест на участке;
kз- количество типоразмеров деталей,
обрабатываемых на данном участке в течение
месяца.
В зависимости от величины kз определяется
серийность:
kз>21-40-единичное
производство,
и
мелкосерийное
kз=11-20-среднесерийное, производство,
kз= 4-10-крупносерийное производство,
kз= 1-3 -массовое производство.

Факультет прикладной
информатики
Тип производства предприятия, которое
специализировано на выпуске одного вида
продукции, определяется типом производства
ведущего
цеха.
На
промышленном
предприятии
ведущим
цехом
является
сборочный или механосборочный.

Факультет прикладной
информатики
На одном и том же предприятии возможно
наличие нескольких типов производства.
Следовательно,
если
предприятие
специализировано на изготовлении нескольких
видов изделий, то тип его производства
определяется по типу производства тех
изделий, где занята основная часть рабочей
силы или где сосредоточена значительная
часть основных производственных фондов.

Факультет прикладной
информатики
Технико-экономическая
характеристика
каждого типа производства дается исходя из
следующих
факторов:
применяемого
оборудования, квалификации рабочих, уровня
разработки
технологических
процессов,
взаимозаменяемости
изделий,
уровня
экономических показателей.

3
Факультет прикладной
информатики
Оперативное планирование производства
заключается
в
разработке
важнейших
объёмных
и
календарных
показателей
производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.

Факультет прикладной
информатики
Всякий процесс оперативного планирования
предусматривает выполнение экономистамименеджерами таких этапов деятельности,
как
выбор
стратегии
развития
предприятия,
обоснование
организации
производства, определение логистической
схемы движения материальных потоков,
разработка основных календарно-плановых
нормативов, организационная подготовка
производства,
непосредственная
организация оперативной работы, текущий
контроль и регулирование хода производств.

Факультет прикладной
информатики
Основная
задача
оперативного
планирования сводится в конечном итоге к
обеспечению на предприятии слаженного и
ритмичного хода всех производственных
процессов
с
целью
наибольшего
удовлетворения
основных
потребностей
рынка,
рационального
использования
имеющихся
экономических
ресурсов
и
максимизации получаемой прибыли.

Факультет прикладной
информатики
В оперативном планировании производства
в
зависимости
от
разрабатываемых
показателей применяются такие основные
методы, как объёмный, календарный, а также
их разновидности: объёмно-календарный и
объёмно-динамический.

Факультет прикладной
информатики
Объёмный метод предназначен для
распределения годовых объёмов производства
и продажи продукции предприятия по
отдельным подразделениям и более коротким
временным интервалам - декада, неделя,
день и час. Этот метод предусматривает не
только
распределение
работ,
но
и
оптимизацию
использования
производственных фондов, и, в первую
очередь, технологического оборудования и
сборочных
площадей
за
планируемый
интервал времени.

Календарный
метод
применяется
для
планирования конкретных временных сроков
запуска и выпуска продукции, нормативов
длительности
производственного
цикла
и
опережений производства отдельных работ
относительно
выпуска
головных
изделий,
предназначенных
для
реализации
на
соответствующем
рынке.
Данный
метод
основывается на использовании прогрессивных
норм времени для расчёта производственных
циклов изготовления отдельных деталей и
планируемых комплектов продукции, а также
выполнения сборочных процессов.

Факультет прикладной
информатики
Объёмно-календарный метод позволяет
планировать одновременно сроки и объёмы
выполняемых на предприятии работ в целом на
весь предусмотренный период времени - год,
квартал, месяц и т. д. С его помощью
рассчитываются
продолжительность
производственного цикла выпуска и поставки
продукции на рынок, а также показатели загрузки
технологического оборудования и сборочных
стендов в каждом подразделении предприятия.
Этот метод можно использовать для разработки
месячных производственных программ как
выпускающих, так и не выпускающих цехов и
участков.

Факультет прикладной
информатики
Объёмно-динамический
метод
предусматривает тесное взаимодействие таких
планово-расчётных показателей, как сроки,
объёмы и динамика производства продукции,
товаров и услуг. В условиях рынка этот метод
позволяет наиболее полно учитывать объёмы
спроса
и
производственные
возможности
предприятия
и
создает
плановоорганизационные
основы
оптимального
использования наличных ресурсов на каждом
предприятии. Он предполагает построение
планов-графиков
выполнения
заказов
потребителей и загрузки производственных
участков и выпускающих цехов.

Факультет прикладной
информатики
В соответствии с рассмотренными методами
необходимо различать следующие виды
оперативного планирования производства:
календарное, объёмное и смешанное.

Факультет прикладной
информатики
Нормы
времени
служат
первичным
календарно-плановым
нормативом.
Под
нормой
времени
понимаются
научно
обоснованные затраты рабочего времени,
необходимого на выполнение работ в
определенных производственных условиях.
Различают нормы штучного и штучнокалькуляционного времени, а также на партию
деталей.

Факультет прикладной
информатики
Календарные нормативы и подавляющая
часть плановых показателей оперативного
регулирования хода производства продукции
должны
разрабатываться
на
основе
прогрессивных норм времени на отдельные
технологические операции и процессы, а
также на конечную продукцию и совокупные
производственные процессы.

Факультет прикладной
информатики
В
оперативном
планировании
могут
применяться различные виды норм времени: в
единичном
производстве
-
штучнокалькуляционное время, в серийном - время
на обработку партии деталей, в массовом -
штучное время.

Факультет прикладной
информатики
Размер партии обрабатываемой продукции
служит
первым
объёмно-плановым
нормативом. Под партией деталей на
предприятиях
понимается
количество
одинаковых деталей, обрабатываемых на
взаимосвязанных
рабочих
местах
с
однократной
затратой
подготовительнозаключительного времени.

Факультет прикладной
информатики
Планирование размера партии запускавыпуска деталей является важной и сложной
экономической задачей, поскольку при его
расчёте необходимо учитывать множество
взаимодействующих в разных направлениях
факторов. Например, увеличение размера
партии деталей приводит к сокращению затрат
на
переналадку
оборудования,
росту
производительности
труда,
улучшению
оперативного планирования. В то же время
возрастают затраты, связанные с хранением
материальных
запасов,
замедляется
оборачиваемость
ресурсов,
снижается
равномерность поступления денежных потоков.

Факультет прикладной
информатики
Величина партии деталей определяется по
так
называемой
ведущей
операции.
Полученное минимальное значение партии
запуска деталей корректируется в сторону
увеличения
с
учётом
необходимости
обеспечения требуемой загрузки рабочих мест,
объёма и срока поставки продукции на рынок,
пропускной способности производственного
участка и иных факторов.

Факультет прикладной
информатики
Размер партии деталей служит основным
календарно-плановым нормативом в серийном
производстве. Его величина предопределяет
все остальные оперативно-производственные
и
планово-экономические
показатели
предприятия, в частности, периодичность или
ритмичность
производства,
длительность
производственного цикла, сроки поставки
товаров и услуг на рынок и т. д.

Факультет прикладной
информатики
Производственный цикл является одним из
важных календарно-плановых нормативов как
оперативного,
так
и
стратегического
планирования
внутрихозяйственной
деятельности предприятия. Он представляет
собой интервал календарного времени от
начала до окончания производственного
процесса
изготовления
деталей
или
выполнения работ и услуг.

Факультет прикладной
информатики
Производственный цикл включает рабочий
период
выполнения
заготовительных,
обрабатывающих и сборочных процессов, а
также контрольных, транспортных и складских
операций.
Продолжительность
производственного
цикла
определяется
множеством
взаимосвязанных
организационнотехнических,
планово-экономических,
социально-трудовых и других характеристик
конкретного предприятия как сложной системы
в рыночном механизме хозяйствования.

Факультет прикладной
информатики
Длительность
любого
сложного
производственного
цикла
слагается
из
отдельных простых или частичных циклов,
включающих время выполнения рабочих
процессов и регламентированных перерывов.
Например, при обработке деталей партиями
производственный цикл будет равен сумме
времени
отдельных
операционных
и
межоперационных циклов.

Факультет прикладной
информатики
В процессе разработки оперативных
планов производства, кроме рассмотренных
основных календарно-плановых нормативов,
широко
применяются
и
другие
организационные показатели, составляющие
основу оперативного учёта, контроля и
регулирования
отклонений
от
запланированного
нормального
хода
производства и поставки продукции на рынок.

Факультет прикладной
информатики
Важнейшими
плановыми
функциями
производственного менеджмента являются
оперативный учёт и контроль деятельности
предприятия или фирмы. Они служат важным
источником информации о ходе процесса
производства,
степени
использования
ресурсов, величине получаемых результатов и
т. д.

Факультет прикладной
информатики
Сравнение наиболее важных фактических и
плановых показателей работы предприятия
является весьма точной и объективной оценкой
достижения
его
текущих,
тактических
и
стратегических целей и задач.
Для
принятия
оперативных
плановоуправленческих
решений
экономистамменеджерам и руководителям нужна постоянная и
достоверная
учётная
или
отчётная
производственно-экономическая информация о
ходе выполнения объёмно-календарных планов и
графиков работы предприятия за прошедший и
текущий периоды времени.

Факультет прикладной
информатики
Основными объектами оперативного учёта
и контроля производства являются различные
планово-экономические
показатели:
от
часовых или сменно-суточных заданий до
годовых объёмов производства и продажи
продукции и услуг.

Факультет прикладной
информатики
В единичном производстве, в первую
очередь, учитываются и контролируются сроки
выполнения отдельных заказов по заранее
разработанным
цикловым
или
сетевым
планам-графикам.

Факультет прикладной
информатики
В
серийном
производстве
объектами
оперативного контроля выступают сроки запуска
и выпуска партии деталей, состояние цикловых
и складских заделов, соблюдение нормативов
опережений по стадиям обработки и т. д.
В массовом производстве в качестве
объектов текущего учёта и контроля могут
служить плановые показатели такта и ритма
работы поточных линий, расчётные нормативы
межоперационных и линейных заделов, а также
суточные и часовые графики производства и
поставки готовой продукции на рынок.

Факультет прикладной
информатики
В процессе оперативного учёта основными
измерителями обычно являются известные
натуральные,
объёмные
и
временные
показатели,
охватывающие
процессы
производства и потребления продукции,
нормативы
расхода
и
использования
производственных ресурсов, показатели брака
и других потерь.

Факультет прикладной
информатики
Оперативный учёт тесно связан с текущей
отчётностью предприятия. Текущая отчётность
в
зависимости
от
назначения
бывает
внутренняя и внешняя. Внутрихозяйственная
отчётность предназначается для контроля
работы цехов, отделов, участков, бригад;
внешняя
-
для
представления
в
государственные и хозяйственные органы
управления,
например,
в
налоговую
инспекцию. Кроме оперативного учёта, на
предприятиях существует бухгалтерский и
статистический учёт производства.

Факультет прикладной
информатики
Оперативное регулирование процессов
производства и потребления продукции является
в рыночных условиях важнейшей стадией
системы
оперативного
планирования,
направленной на полное удовлетворение
потребителей в производимых товарах и
услугах. Поэтому не только на этапе техникоэкономического планирования, но и в ходе
оперативного
регулирования
производства
необходимо непрерывно учитывать фактическое
выполнение
заказов
нарядов
и
запланированных сменно-суточных заданий.
Оперативное регулирование производства на
предприятиях
принято
называть
диспетчированием.

Факультет прикладной
информатики
Диспетчирование
представляет
собой
постоянный
оперативный
контроль
и
непрерывное текущее регулирование хода
производства
с
целью
обеспечения
своевременного и полного осуществления
плана выпуска и реализации продукции в
соответствии
с
имеющимися
заказами,
договорами и требованиями покупателей.

Факультет прикладной
информатики
Процесс
включает:
диспетчирования
производства
изучение
конъюнктуры
рынка
и
прогнозирование потребности в производимых
предприятием товарах и услугах;
выявление возможных колебаний спроса на
продукцию с учётом сезонных и других
изменений;
составление оперативных планов производства
и продажи продукции на действующем рынке;
разработку объёмно-календарных
выполнения
оперативных
подразделениями фирмы;
графиков
планов

Факультет прикладной
информатики
оперативный учёт фактического хода
выполнения
разработанных
календарнопроизводственных планов-графиков;
выявление
отклонений
фактических
показателей хода производства товаров и
услуг от плановых;
принятие
оперативных
решений
по
предупреждению и устранению отклонений и
перебоев в ходе производства;
анализ
причин
отклонений
от
установленных планов-заданий и разработку
мер по ликвидации таких отклонений;

Факультет прикладной
информатики
координацию
взаимосвязанных
предприятия;
текущей
работы
подразделений
оперативное плановое руководство работой
производственных цехов и функциональных
служб.

Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в науке и производстве» является формирование знаний современных компьютерных и информационных технологий для работы на производстве и проведения научных исследований. В задачу дисциплины входит изучение структуры, принципа работы, возможностей и характеристик компьютерной техники; изучение классификации, назначения и структуры программного обеспечения; освоение методов современных и перспективных информационных технологий в научной и производственной деятельности; получение навыков и приемов работы с математическими, инженерными, научными и прикладными пакетами.

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и производстве» относится к базовой части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура.

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и производстве» является завершающей и обобщающей и базируется на всех предшествующих дисциплинах учебного плана, в которых в разных аспектах рассматривались и применялись компьютерные и информационные технологии. Дисциплина предполагает знание предметной области информатики в объеме стандартной вузовской подготовки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Историю, современное состояние и перспективы развития и применения компьютерных технологий в науке, образовании и производстве;

Классификацию, структуру и основные технические характеристики компьютерной вычислительной техники;

Состав, классификацию и основные возможности прикладного программного обеспечения в области электроэнергетики и электротехники для автоматизации научной, инженерной и образовательной деятельности;

Принципы работы и возможности локальных и глобальных компьютерных сетей.

Использовать современную компьютерную и вычислительную технику для автоматизации научной и инженерной деятельности и организации электронного документооборота;

Применять прикладные компьютерные программы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

Использовать компьютерные, сетевые и информационные технологии и мультимедиа в науке, производстве и образовании.

3. Владеть:

Методами применения компьютерных технологий для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач в рыбном хозяйстве;

Методикой сбора, обработки и представления рыбохозяйственной информации с помощью прикладных программ, сетевых технологий и мультимедиа в образовании, науке и производстве.